"Ночь музеев" онлайн

Музей театрального костюма, как и все музеи нашей страны, пока закрыт. Зато открыл свои самые сокровенные тайны: 16 мая, во время Всероссийской акции «Ночь музеев», которая в этом году прошла в режиме онлайн, - все желающие смогли заглянуть туда, куда обычно посетителей не пускают. Заведующая музеем Вера Цыпляева провела виртуальную экскурсию по музейному «закулисью». Отправиться в это увлекательное путешествие субботним вечером можно было с официальных интернет-ресурсов Костромского драматического театра имени А.Н. Островского.

В залах Музея театрального костюма за последние десять лет побывали уже тысячи костромичей и гостей города. Но музей – это не только выставочные пространства. Это ещё и солидное «закулисье»,  в котором изо дня в день, не останавливаясь ни на минуту, кипит работа. Вход сюда рядовым посетителям обычно запрещён, но ради такой необычной – виртуальной – «Ночи музеев» решили сделать исключение. И впервые показали богатейшие фонды.

В запасниках музея хранится роскошный «гардероб» – костюмы всевозможных фасонов, материалов и цветов, в которых выходили на подмостки разные поколения костромских артистов. Чтобы на долгие годы сохранить сценические облачения, нужно знать немало секретов – во время виртуального путешествия Вера Цыпляева раскрыла некоторые из них. Например, музейщики знают способ, как избежать деформации тканей: чтобы этого не произошло, костюмы ровно год висят на плечиках, а в течение следующих двенадцати месяцев хранятся лёжа. Но, конечно, особую роль в сохранении театральных костюмов играет реставрация – невероятно сложный, кропотливый и долгий процесс. Специально для виртуальных гостей Вера Цыпляева вкратце рассказала, как будет реставрироваться старинная мантилья: сначала отпорют и выстирают подкладку, потом вычистят бархат, затем приведут в должный вид перьевую опушку – обезжирят пух и перья… Лишь после всего этого мантилью снова «соберут», и она будет готова предстать перед посетителями музея.

Как и у предметов, у каждого костюма в музее тоже есть своя уникальная история. Вера Цыпляева показывает дамский корсет (их целая коллекция) – в нём в 1970-е годы актриса Алла Дмитриева играла жену Пушкину, красавицу Наталью Гончарову. Так вот, объём этого корсета составляет всего… сорок пять сантиметров. Да, такие талии были модны в девятнадцатом столетии. И да, актриса уже двадцатого века должна была соответствовать этим умопомрачительным параметрам.

 Костюмы на выставках представляются в предметном мире, им обязательно сопутствует реквизит. В Музее театрального костюма хранятся чернильницы и подсвечники, керосиновые лампы и граммофоны – предметы, появившиеся на свет больше ста лет назад. Когда-то они обитали в домах горожан, а потом вышли на сцену: всё это богатство долгие годы было театральным реквизитом. И у всего здесь своя удивительная история: что-то принесли в дар театралы, что-то попало в стены театра в годы революции – из разорённых дворянских усадеб. Какие-то предметы «работали» только в одном спектакле, какие-то кочевали из постановки в постановку, были любимцами художников и артистов. И теперь эти истории – особая гордость Музея театрального костюма.

Вот уже два месяца двери Музея театрального костюма закрыты для посетителей. Но его сотрудники надеются, что скоро ситуация изменится, и уже зрителей уже готова принять новая выставка «Театр в годы Великой Отечественной войны».