Премьера спектакля "Вишнёвый сад"

22 августа состоялась премьера спектакля «Вишнёвый сад». А ведь в пьесе А.П. Чехова вишнёвый сад тоже был продан именно 22 августа. "На двадцать второе августа назначены торги, - говорит Лопахин.  "Вишнёвый сад" – совершенно особенная пьеса в истории не только русской, но и мировой драматургии. Её называют мистической, пророческой. И неслучайно: свой причудливый текст Антон Павлович Чехов опубликовал на пороге двух знаковых для страны событий – его собственной смерти и Первой русской революции. И, кажется, обе беды предчувствовал и  предсказал – именно в «Вишнёвом саде». При этом настаивал: никакой печали и тем более трагедийности. «Вишнёвый сад» – комедия, временами переходящая в откровенный фарс.

            Пьесы Чехова, кардинально отличающиеся от всей предшествовавшей русской драматургии, умел воплощать на сцене только Московский художественный театр. Только Константин Станиславский и Владимир Немирович чувствовали природу новой – чеховской – драмы и знали её главный секрет. Но даже в МХТ (который, конечно, первым взялся за постановку «Вишнёвого сада» в 1904 году), по воспоминаниям Станиславского, «спектакль налаживался трудно». Возникала масса вопросов, на которые мхатовцы не могли найти ответа, а главное – чем-то постоянно был недоволен сам Антон Павлович Чехов.

           В Костромском театре "Вишнёвый сад" ставился не так часто: в 1913, 1916 и 1954 годах.  В премьерном спектакле, который сочинила режиссёр и художник Елена Сафонова, много непривычного. Здесь нет пауз и длиннот, без которых редко обходятся постановки по Чехову, – наоборот, всё мчится со скоростью света к неизбежному финалу. И даже многочисленные двери, расставленные на сцене, не в силах никого остановить: они постоянно распахиваются, потому что кто-то всё время заходит или выходит, и ощущение динамичности от этого только усиливается. Здесь нет типичной чеховской «глухоты» персонажей, о которой так много сказано и написано: все слышат и на самом деле понимают друг друга. Понимают, но ничего не меняют – надеясь, что всё изменится к лучшему само.

            «Вишнёвый сад» – пьеса, в которой возникают десятки символов, главный из которых и есть сам сад. В нём можно угадать дореволюционную, дворянскую Россию или увидеть Россию всегдашнюю («Вся Россия – наш сад»). В постановке Елены Сафоновой вишнёвый сад – тенистое пространство в глубине сцены, уютное и спокойное. Там легко и просторно, там свободно дышится и вольно поётся. Это пространство счастливого детства, это пространство счастливых грёз, это пространство счастья. И неслучайно в финале все персонажи – по велению фокусницы Шарлотты – вдруг оказываются именно там, в саду. Обретают друг друга, держатся за руки, смеются, любят и любимы. И это кажется очень просто достижимым – счастье. Но почему же тогда люди так редко бывают счастливы?

Художник по свету Денис Солнцев (г. Санкт-Петербург) создал на сцене удивительную атмосферу: тут и закат солнца, и кружевная тень от вишневых деревьев, и глубокая синяя даль...

            Стремительный и нервный, атмосферный и философский – спектакль «Вишнёвый сад» соединяет в себе сразу несколько очень разных пластов. И работают в нём разные поколения костромских актёров: от заслуженных артистов России и Костромской области до дебютантов нынешнего сезона. Ну, а центральную роль – легендарную русскую героиню рубежа девятнадцатого и двадцатого веков Любовь Андреевну Раневскую – в премьерной постановке играют заслуженная артистка России Анна Заварихина и Нина Маврина.  В спектакле также заняты заслуженные артисты Костромской области Алексей Галушко и Дмитрий Рябов, Вячеслав Клычёв, Галина Ананьина, Евгения Некрасова, Сергей Чайка, Андрей Щелкунов, Алёна Голубева, Егор Кащеев, Никита Шихов, Михаил Ломов, Яна Токарева, Пётр Таширев, Мария Петрова.