В ТЮЗе премьера "Мой бедный Марат"

Культовую пьесу драматурга Алексея Арбузова «Мой бедный Марат» в камерном пространстве ТЮЗа воплотил приглашённый московский режиссёр Константин Демидов.

Алексей Арбузов стал свидетелем самого страшного в двадцатом веке: ломки прежнего мира и нищеты, Великой Отечественной войны и великих репрессий. Но пьесы его – как будто назло жестокому времени – больше похожи на сказки, сентиментальные, немного наивные и почти всегда со счастливым концом. Даже если начинаются с войны.

Пьеса «Мой бедный Марат» появилась в репертуаре костромского ТЮЗа в год юбилея Великой Победы неслучайно: она о поколении воевавших и выживших. И начинается в самом пекле войны, в самом аду – блокадном Ленинграде. Но и здесь, в пространстве, где за окном поминутно разрываются бомбы, возможно чудо: посреди разрушенного города стоит уцелевший даже не дом – один подъезд. Судьба почему-то хранит его от фашистских снарядов. И именно в этом благословенном подъезде, в одной из квартир, в маленькой комнате, случайно сходятся трое незнакомых людей – чтобы навсегда стать друг для друга самыми родными.

Режиссёр Константин Демидов не меняет ни времени, ни места действия: история, как сообщают белые титры на чёрной стене, начинается весной 1942-го в Ленинграде. Вот только пространство, в котором оказываются герои этой истории, по воле режиссёра становится максимально условным: художник Елена Сафонова сочинила монохромный абстрактный мир. Это почти что открытый космос, в котором однажды встречаются три абсолютно родственные души. И они могли бы всю жизнь пробыть вместе, если бы не вмешалась… любовь.

В пьесе Алексея Арбузова на одну очаровательную девушку Лику – двое парней: гордый, сильный, смелый Марат, мечтающий строить мосты, и сочинитель стихов Леонидик, нуждающийся в заботе, мягкий и без прикрас, «как на ладони». И оба, конечно, в Лику влюблены. Вот именно поэтому трём родственным душам не суждено всегда быть вместе. Поэтому кто-то один непременно должен уступить и уйти. Но станет ли после его ухода легче?

Увидевшая свет в 1965 году пьеса «Мой бедный Марат» сразу стала невероятно популярна: только за первые пять лет её поставили почти(!) четыре тысячи раз. Но и сегодня, в отличие от других арбузовских текстов, она не обделена вниманием. И, в общем, понятно почему: темы непростого выбора, взросления и неизбежных разочарований, приходящих с возрастом, важны не только для поколения, пережившего войну. Они важны для каждого, вне зависимости от века. Постановщик костромского «Марата» московский режиссёр Константин Демидов это прекрасно чувствует – потому и сочиняет совершенно универсальную историю, с конкретным указанием эпохи и в то же время без привязки к ней.

Спектакль Константина Демидова интересен ещё и тем, что – вопреки давно сложившейся традиции – в нём работают одновременно всего три молодых артиста: Юлиана Богатова (Лика), Никита Токарев (Марат), Никита Шихов или Денис Дубровкин (Леонидик). Они играют своих персонажей на протяжении всего их жизненного пути – и шестнадцатилетних, и двадцатилетних, и тридцатилетних, в то время как обычно это делают три разновозрастных актёрских состава. И этот опыт, конечно, непростой, интересный и очень важный для молодых актёров. Тем более что существуют они не только как драматические артисты, но и как танцовщики: хореограф Мария Качалкова сочинила для каждого целую пластическую историю – философскую, исповедальную.

Премьера спектакля «Мой бедный Марат» состоялась на камерной сцене Костромского драматического театра в минувшую субботу, 5 сентября. И, судя по реакции первых зрителей, постановка оказывает очень мощное эмоциональное воздействие. Кстати, именно о таком, пронзительном театре, всегда мечтал сам Алексей Арбузов.

В сентябре спектакль будет показан ещё дважды: 13 и 19 сентября, начало в 15:00. Билеты – в кассе театра.