Театр собирается на "Карнавал в Вероне"

 Так решил назвать свою постановку по трагикомедии Григория Горина «Чума на оба ваши дома!» главный режиссёр театра Сергей Кузьмич. И именно с этого премьерного спектакля начнётся новая театральная весна: первый показ запланирован уже на март. Пока же начались репетиции, в которых одновременно задействованы восемнадцать артистов – «Карнавал в Вероне» обещает стать одной из самых масштабных постановок нынешнего сезона.

   Григория Горина, которого большинство помнит по телевизионным юмористическим передачам, называют последним классиком отечественной драматургии. И действительно, ни одного российского автора после него не ставили так – часто и по всей стране. А ведь при этом Горин был совсем не «попсовым», никогда не попадал в мейнстрим: медик по образованию и врач сокрой помощи, он в оттепельные 1960-е вдруг возник в литературе, а потом и в театре, причём сразу – особняком.

Его легендарные герои: Тиль, Герострат, Мюнхгаузен, Свифт – казалось бы, никак не соотносились с поздней советской реальностью, а сами тексты, предельно условные и  метафоричные, не имели ничего общего с «правильной», идеологической драматургией. Но именно с горинского «Тиля» в середине 1970-х начался взлёт Ленкома Марка Захарова, а «О бедном гусаре замолвите слово…», снятый Эльдаром Рязановым по сценарию Горина вопреки всем цензурным мучениям, стал одной из ключевых отечественных картин 1980-х. Пьесы Григория Горина ставят и теперь, спустя двадцать лет после смерти автора, и, кажется, главная причина такой востребованности – уникальность и притягательность горинского драматургического языка, чем-то напоминающего язык Шекспира.

Для постановки главный режиссёр Костромского драматического театра Сергей Кузьмич выбрал самую шекспировскую из всех пьес Горина – «Чума на оба ваши дома!». Сам драматург признавался: «Это была моя давняя задумка – рассказать о том, что происходило в городе Вероне после трагической гибели Ромео и Джульетты… Я вдруг однажды ясно увидел в подробностях, что же произошло с враждующими семьями на следующий день после гибели молодых». А ничего не произошло: Монтекки и Капулетти, невзирая на гибель своих детей, продолжают сопротивление. И герцогу Веронскому не остаётся ничего, кроме как пойти на хитрость: он приказывает воюющим кланам назначить жениха и невесту, свадьба которых навсегда породнила бы врагов. И тогда семьи выбирают худших из худших: Монтекки предлагают уродливого Антонио, а Капулетти – Розалину, которая, не будучи замужем, ждёт ребёнка. И никто даже не подозревает, что эти двое беспутных вдруг встанут на путь – то ли любви, то ли простого понимания друг друга.

Парадоксально мыслящий драматург, Горин постоянно меняет ход своей истории, прибегая к самым неожиданным поворотам и невероятным обстоятельствам. Во всё происходящее вторгаются то прошлое Антонио, то прошлое Розалины, то эпидемия чумы, то завиральные идеи герцога, то мнимая смерть Антонио, то давняя любовь синьора Монтекки и синьоры Капулетти… «Тема любви – первый стимул, заставивший меня размышлять о продолжении трагедии Шекспира», – говорил Григорий Горин. И любви здесь действительно очень много, как и юмора, и слёз, и цинизма, и, конечно, философии. Текст Горина ещё и про человека и толпу, которая его окружает, про относительность всех мерил и ярлыки, которые не стоит спешить расклеивать.

Интересно, что в 2012 году Сергей Кузьмич ставил «Ромео и Джульетту» Шекспира, и Евгения Некрасова, тогда исполнившая главную роль, теперь снова в центре – она сыграет Розалину. В главной же мужской роли – Антонио – зритель увидит Станислава Ананьина. Кроме них, в спектакле заняты ещё шестнадцать артистов всех поколений: от заслуженного артиста России Игоря Гниденко и заслуженного артиста Костромской области Дмитрия Рябова до совсем молодых Егора Кащеева, Никиты Шихова, Алёны Голубевой и Юлии Назаренко. Премьера «Карнавала в Вероне» состоится в самом начале марта и станет первой в череде новинок этого года.