Костромской
Государственный
Драматический
имени А.Н.Островского
Новости

Калужский драматический театр «Как Миша Бальзаминов за счастьем ходил». Режиссёр-постановщик Дмитрий Бурханкин

20.09.2023
Необычное прочтение известной трилогии о Михайло Бальзаминове представил Калужский драматический театр в спектакле «Как Миша Бальзаминов за счастьем ходил», режиссёр-постановщик Дмитрий Бурханкин, в рамках фестиваля «Дни Островского в Костроме». Заволакивающий пространство дым, раскаты грома, стекающие капли дождя, волчье завывание – это не вся звуковая палитра, которая создавала на сцене таинство жуткое, мистическое и сложно постижимое. Зрителю предложили погрузиться в некий иномир, существующий по собственным законам. Здесь Белотелова (Кристина Стебунова) не привычная пышная вдовушка Островского, а настоящая гоголевская панночка, которая в буквальном смысле затягивает
Михайло Бальзаминова (Вячеслав Соколов) к себе в холодные, омертвевшие, гробовые объятья.



Начинаются «приключения» Миши с появления в доме Бальзаминовых свахи, Акулины Гавриловны Красавиной (Светлана Никифорова), которая, как чёрт из табакерки, выпрыгивает из бездонного сундука. Михайло Бальзаминов в исполнении Вячеслава Соколова отправляется не за деньгами, а за счастьем, нужда в котором сильнее материального обогащения. За счастье надо платить, и появление свахи с таинственной бумажкой в руках, которую подписывает Бальзаминов, прямое тому подтверждение. Не тот ли опасный договор попал к Мише? Однако, сделка заключена, и пути назад нет. Сваха Светланы Никифоровой персонаж потусторонний, она молниеносно оказывается то в одном, то в другом месте, направляя Бальзаминова и осуществляя свои личные цели.

На сцене развёртывается загадочная игра, сразу понять правила которой сложно. Деревянный помост, на котором осуществляется действие, с архитектурной точностью вписан в пространство, художник-постановщик Борис Шлямин.
Такая декорация рождает образ площадного действа, отсылающего ко времени скоморохов, далёкому предшественнику театра сегодняшнего. Развивают эту идею голосоведенческие напевы свахи Светланы Никифорой, в которой скоморошье реализуется как нечто глумотворское, принадлежащее не столько реальному миру Замоскворечья, сколько тому, который известен по русским сказкам. На деревянном помосте во втором действии, отгородившись ширмой, разыгрывает на две роли свой маленький спектакль Миша Бальзаминов, где он играет и за себя, и за Лукьяна Чебакова. Есть в этой игре вместе с комедийностью и нечто пугающее, похожее на зловещий мираж, от которого невольно сносит голову. Миша может реализовать любой головокружительный сюжет и даже задействовать в нём близких людей - Павлу Петровну Бальзаминову (Ольга Петрова), мать, и кухарку Матрёну (Лариса Фанаскова). С ними Бальзаминов даже спит на одном сундуке, а потом предвкушающий счастье кружится на сцене. Например, когда Бальзаминов рассказывает свой сон, показывая его, мать и кухарка поддерживают эту игру и разыгрывают его вместе с ним. «Мы себя покажем» - говорит Миша, держась за Бальзаминову и Матрёну, те в свою очередь заботливо снаряжают его бронёй из подушек и оружием в виде сковородки, этакий замоскворецкий Дон Кихот. Театр натуральный реализован во встрече в ложах вдовы Анфисы Антрыгиной (Мария Артемьева), появляющейся с театральным биноклем и её знакомой Аннет Пионовой (Людмила Фесенко) с бокалом шампанского в руке – светские дамы, обсуждающие в зрительном зале свои житейские сплетни. К Антрыгиной и идёт свататься Бальзаминов, правда его ожидает разочарование, ведь он не из круга богатеньких дамочек в роскошных белых платьях. Он - Миша Бальзаминов с пустыми карманами и букетом полевых цветов. Осознание этого выливается в монолог героя Вячеслава Соколова, когда он серьёзно произносит: «Знаю, что счастье мне суждено. Где его искать?» - и действительно, где же искать это счастье? С неба на Мишу летят белые лепестки, показывая, что он не один на своём пути за счастьем, так заканчивается первое действие.


Во втором действии появляются органичные в своём существовании сёстры Анфиса (Екатерина Клеймёнова) и Раиса (Анна Сорокина) Пеженовы. Они вместе запевают «У Лукоморья дуб зелёный…», занимаются йогой и мечтают выбраться из дома. Сёстры – последняя остановка Бальзаминова перед решающей встречей с судьбой. Поэтому переход в сад от Пеженовых решён люком в полу сцены, в него и прыгает Бальзаминов, а Раиса и Анфиса, смеясь, его перекрещивают. От вдовы Белотеловой в исполнении Кристины Стебуновой уйти сложно, ведь Миша Бальзаминов «для аппетиту хорош и душою покоен» - самые нужные качества для такой неживой невесты. Вот и в герое Вячеслава Соколова после встречи с инфернальной кандидаткой в невесты что-то кардинально меняется, он уже не тот Миша, который лихо отправился на поиски счастья в первом действии. Изменение — это жуткое, пугающее, заставляющее искренне переживать за Бальзаминова. Апофеозом этого страха становится резкое появление невест, выстроившихся вдоль задника. Девушки, окутанные дымкой, с неживым взглядом – пространство словно задышало холодом, и тут уже не до смеха.


В финале спектакля перед нами уже совсем непохожий на себя Миша Бальзаминов. Поведение его более чем странное: герой Вячеслава Соколова начинает раскланиваться перед всеми женщинами, которые как под копирку одеты в белые подвенечные платья и всем он говорит «мамочка», дополняют это золотые часы в его руках, которые Миша с помутнённым взглядом раскачивает из стороны в сторону. По итогу Бальзаминова буквально подвешивают, расшатывают как эти часы, он поднимается ввысь, и в этом положение ему не на кого и не на что опереться, он потерял опору, фундамент, самого себя и так и остался висеть. Спектакль получился сложным, местами смешным и отчасти страшным. В нём чувствуется дыхание живого, настоящего театра. Вертикально перспективного, заставляющего размышлять об увиденном. Спектакль – путешествие по двум мирам, по истокам театрального действа, по человеческой сущности. «Как Миша Бальзаминов за счастьем ходил» — это пример ансамбля, в котором всё отлажено до деталей, смыслов, сверхзадач и сути. Слаженная актёрская работа, режиссёрский замысел, художественные решения – всё работает на одну общую идею. В этом и проявляется подлинно современный театр без ложного осовременивания. Театр, так необходимый сегодняшнему зрителю.

Авторы рецензии:
студентки театроведческого факультета ГИТИС - Диана Рафикова, Анастасия Мокшанихина

Другие новости
19 и 20 июня на Малой сцене состоялась премьера спектакля "Россия молодая" по одноименному роману Юрия Германа.Юрий Герман - советский писатель, киносценарист, драматург и лауреат Сталинской премии 2-...
19.06.2024
В Сергиевом Посаде завершился X Международный театральный фестиваля «У Троицы». Специальный диплом получил Заслуженный артист Костромской области Дмитрий Рябов «За воплощение национального характера П...
18.06.2024
Сегодня наша "Барышня-крестьянка" побывала в Галиче. Мы благодарим Галич за теплый прием, а зрителей - за аплодисменты и овации!Перед спектаклем мы успели прогуляться по городу, насладиться отличной п...
15.06.2024
Состоялись гастроли нашего театра в Солигаличе и Чухломе. Жителям области мы показали спектакль "Барышня-крестьянка" по одноименной повести А. С. Пушкина.А уже 15 июня мы встретимся с жителями города...
09.06.2024
Юбилейный, десятый по счету Международный театральный фестиваль «У Троицы» открылся 6 июня в Сергиевом Посаде: 19 российских и зарубежных театров собрал на своей сцене «Театральный ковчег в Дубраве»....
07.06.2024
Подписаться на рассылку